Обобщение практики

                                                                       

                                                                           ОБОБЩЕНИЕ

практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства Российской Федерации, регулирующего  отношения, возникшие из договоров энергоснабжения между управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями

 

26 ноября 2010 года                                                                                                                            г. Ставрополь 

 

В соответствии с планом работы Арбитражного суда Ставропольского края на 2 полугодие 2010 года третьим судебным составом проведено обобщение судебной практики по рассмотрению споров, возникших из договоров энергоснабжения между управляющими организациями и ресурсоснабжающими  организациями.

Предметом настоящего исследования являются вопросы применения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникшие из договоров энергоснабжения, заключенных  между управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями.

Целью обобщения является проведение анализа вынесенных судом первой инстанции решений, причин отмен судебных актов,  определение методов наиболее быстрого и качественного рассмотрения дел данной категории и вынесения законных и обоснованных решений.

При рассмотрении споров, связанных с применением указанного выше законодательства судьи Арбитражного суда Ставропольского края применяют: Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Федеральный закон от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; постановление  Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее – Правила № 307),  постановление  Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики",   письмо  Минрегионразвития РФ от 29.11.2007 № 21492-СК/07 "О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями",  Правила  пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными   постановлением    Правительства   РФ  от  12.02.1999 № 167; Правила

установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306,  (далее - Правила № 306); постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 № 3779/10 по делу № А40-13714/09-39-159; информационное  письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998г. № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения».

 

Общие  положения.

К правоотношениям сторон, возникающим между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг в отношении предоставления коммунальных ресурсов, в целях поставки их населению, в том числе подлежат применению нормы жилищного законодательства.

К управляющим организациям в соответствии  со ст.ст. 135, 161, 163, 164  Жилищного кодекса РФ относятся:  товарищество собственников жилья,  жилищный  кооператив  или иной  специализированный  потребительский кооператив; управляющая  организация.

В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

В случае выбора собственниками помещений в многоквартирных жилых домах способа управления в виде управления товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом (или иным специализированным потребительским кооперативом), либо управляющей организацией, указанные организации являются исполнителями коммунальных услуг и обязаны оплачивать ресурсоснабжающей организации поставляемые населению ресурсы (электрическую и тепловую энергию, питьевую   воду, услуги   водоотведения)   независимо   от   наличия   либо   отсутствия договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией, а также независимо от того обстоятельства, что население производит оплату коммунальных услуг минуя исполнителя коммунальных услуг.

В соответствии со  ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах заключают с  управляющими организациями договор управления многоквартирным домом в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.  

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется, в том числе,    предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

Между  управляющими организациями, осуществляющими управление жилищным фондом в многоквартирном жилом доме и ресурсоснабжающими (энергоснабжающими) организациями, обеспечивающими посредством присоединенной сети поставку таких ресурсов, как электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение заключаются соответствующие  договоры энергоснабжения, из чего следует, что   «ресурсоснабжающая организация» это  - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу коммунальных ресурсов, а    «управляющая организация» это  - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также  индивидуальный предприниматель, управляющие  многоквартирным жилым домом на основании договора управления многоквартирным   домом.

В силу статьи 426  ГК РФ договоры  энергоснабжения между управляющей организациями и ресурсоснабжающими  организациями относятся  к  публичным договорам  и  регулируются  соответствующей главой Гражданского  кодекса РФ. Как следует из пункта 4 той же статьи, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

В зависимости  от вида поставляемых  ресурсов  договорные отношения между указанными сторонами также  регулируются  специальной главой Гражданского кодекса  РФ.

Предоставление   коммунальных услуг в многоквартирных домах регулируется Правилами о порядке предоставления   коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307,  Правилами  пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных  постановлением  Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (далее - Правила № 167).

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.  

Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; потребителем - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно п. 10 ч. 1, ч. 2 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу снабжения многоквартирных домов коммунальными ресурсами.

Пункт 3 ст. 155 ЖК РФ устанавливает императивное требование, что наниматели жилых помещений по договору социального найма вносят плату за наем наймодателю этих жилых помещений. Если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, наниматели вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации (п. 4 ст. 155  ЖК РФ).

В том случае, если собственники в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 8 ст. 155 ЖК РФ).

 

Согласно части 4 статьи 154 и части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

Так как Правила предоставления коммунальных услуг утверждены Правительством Российской Федерации в 2006 году,  в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, они являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Обязанность по оплате потребленных нанимателями коммунальных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией лежит на собственнике многоквартирного дома. В свою очередь наниматели оплачивают потребленные ими коммунальные ресурсы непосредственно наймодателю.

Из проведенного анализа судебной практики следует, что  дела  по спорам, возникшим из договоров энергоснабжения  между управляющими организациями и  ресурсоснабжающими организациями можно разделить отдельно  на   споры  в сфере  - водо,  - электро, -тепло, -газоснабжения, вне зависимости от субъектов правоотношений.

В 2010  году третьим  судебным составом  рассмотрено дел, указанной категории  -   18, в том числе:  по  водоснабжению -2, электроснабжению – 11,  по теплоснабжению -5.

Все споры данной категории дел обычно возникают  в связи  с задолженностью по договору энергоснабжения между   управляющей организацией  и ресурсоснабжающей организацией,  при этом,   круг вопросов, подлежащих исследованию судом не так мал.

Устойчивость судебных актов по делам довольно высока: из проанализированных (обжалованных в  апелляционном и кассационном порядке)   дел  апелляционной инстанцией отменено 4 решения, в кассационной инстанции отмен не было. Оставлены без изменения судебные акты  по  14 делам. Основными по причинами отмен судебных актов являлись: неприменение судом норм материального права, подлежащих применению, неполноты исследованности материалов дела.

 

Водоснабжение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Исходя из пункта 1 статьи 544 Кодекса,  оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления. При отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, объем отпущенной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.

1. В регулировании отношений по водоснабжению допускается учет фактического потребления воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.

 Предприятие (ресурсоснабжающая организация) обратилось в суд с иском к ТСЖ (управляющая организация)  о взыскании задолженности за поставленную воду и принятые стоки.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда, с ответчика взыскана спорная задолженность. Судебные акты мотивированы тем, что товарищество является абонентом истца и должно производить оплату за водоснабжение и прием сточных вод. Поскольку на границе эксплуатационной ответственности сторон отсутствует прибор учета, задолженность рассчитана исходя из количества проживающих жильцов и нормативов водопотребления и водоотведения.

Кассационная   инстанция  оставила судебные акты без изменения, указав, что   суды правомерно руководствовались нормативами потребления при определении объеме переданной товариществу воды и принятых стоков.

При отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил № 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы,  независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил № 306). При установлении указанных  нормативов,   показания  индивидуальных  приборов учета воды не принимаются во внимание.[1]

Аналогичный правовой подход отражен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 № 5290/09.

Ресурсоснабжающая организация (далее – предприятие ВКХ, водоснабжение) обратилось в суд к управляющей компании с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения  в виде полученных от жильцов дома и неперечисленных денежных средств за отпущенную питьевую воду и  задолженности за поставленную питьевую воду и прием сточных вод.

Решением суда взыскано с управляющей организации в пользу ресурсоснабжающей организации сумма неосновательного обогащения. Судебный акт мотивирован тем, что управляющей компанией  допущено неосновательное обогащение денежными средствами истца, поскольку счета по оплате воды и водоотведение уплачивались гражданами на основании показаний индивидуальных счетчиков, установленных в квартирах.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного  апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении иска отказано.

Апелляционным судом указано, что согласно заключенным  договорам водоснабжения,  учёт количества израсходованной питьевой воды производится по показаниям общедомового водосчётчика дома, показания которого передаются Абонентом  предприятию ВКХ  и количество сточных вод, отводимых от Абонента, принимается равным количеству израсходованной питьевой воды.

 Истцом на основании показаний общедомового  водосчётчика, переданных ему ответчиком, произведён расчёт платы за оказанные услуги по отпуску питьевой воды и приёму сточных вод для указанного жилого дома.

 Действующее нормативное (Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных  постановлением  Правительства  Российской  Федерации   от  23.05.2006 № 307,  Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167) регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.   Поскольку  из договоров на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, оплата отпущенной воды и принятых стоков определяется  по показаниям общедомового прибора учета, граница балансовой  принадлежности сетей располагается на вводе в жилой дом, оснований для определения количества коммунального ресурса с учетом показаний установленных у населения индивидуальных приборов учета не имеется.[2]

Электроснабжение

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Подача электроэнергии регулируется Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530.

1. Лицом, обязанным произвести оплату поставленной ресурсоснабжающей организацией в места общего пользования и подсобные помещения спорных многоквартирных домов электроэнергии, является ТСЖ.

 

Ресурсоснабжающая организация, поставляющая электрическую энергию (электроэнергия) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ТСЖ  о взыскании задолженности за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования и подсобных помещениях в жилых многоквартирных домах.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, иск удовлетворен за счет ТСЖ, в иске ресурсоснабжающей организации отказано. Судебные инстанции исходили из того, что наличие и размер задолженности подтверждаются материалами дела; лицом, обязанным произвести оплату поставленной обществом  в места общего пользования и подсобные помещения спорных многоквартирных домов электроэнергии, является ТСЖ.

Кассационная инстанция ФАС Северо-Кавказского округа оставила решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции без изменения.

Кассационный суд указал, что собственники квартир  выбрали способ управления  ТСЖ, которое в силу ст. 161 ЖК РФ  должно обеспечивать  предоставление коммунальных услуг гражданам. Являясь  в силу закона  исполнителем коммунальных услуг для граждан в отношениях с энергоснабжающей организацией,  ТСЖ  выступает покупателем электрической энергии и даже в случае отсутствия письменного договора энергоснабжения между сторонами,  не освобождает  от обязанности  оплатить фактически потребленную энергию.

Актами обследования энергоснабжения мест общего пользования спорных многоквартирных домов определено количество имеющихся в местах общего пользования и подвальных помещениях домов ламп накаливания, их мощность, отражено наличие либо отсутствие приборов учета, их  целостность и  опломбирование. Расчет поставленной электроэнергии произведен энергоснабжающей организацией  на основании данных зафиксированных в указанных актах. Иной способ определения количества потребленной в местах общего пользования электроэнергии, как то: по нормативам потребления коммунальных услуг, неприемлем, поскольку объем потребления энергии в жилых помещениях определяются их собственниками по индивидуальным приборам учета, в связи с чем,  к ним не подлежат применению нормативы потребления.  

Согласно  Правилам установления  и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306, нормативы  потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. [3]

Аналогичные выводы ФАС Северо-Кавказского округа поддержаны по делам № А63-311/2008, А63-309/2008, А63-317/2008, А63-303/2008, А63-316/2008, по которым решения суда первой инстанции и постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда оставлены без изменений).

Теплоснабжение

Поставка тепловой энергии Ресурсоснабжающими организациями регулируется статьями  309, 310, 539 - 548 ГК РФ, Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго России 12.09.1995 № Вк-4936 (далее - Правила № Вк-4936), Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105 (далее - Методика № 105), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

1.Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии. Потребление  тепловой энергии в горячей воде является коммунальной услугой.

 

Ресурсоснабжающая организация (поставщик тепловой энергии в горячей воде) обратилось в арбитражный суд с иском к Управляющей организации  (Управляющая компания)  о взыскании задолженности по тепловой энергии в горячей воде.

 Решением Арбитражного суда Ставропольского  края, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы доказанностью неоплаты ответчиком как исполнителем коммунальных услуг потребленной тепловой энергии.

Кассационная инстанция ФАС Северо-Кавказского  округа решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставила без изменения.

По мнению заявителя кассационной жалобы,  предъявленная  к оплате стоимость химически очищенной воды и теплоэнергии (ее подогрев),  не является коммунальной услугой. Платежные документы, выставленные ресурсоснаб-жающей организацией не соответствуют закону. Тариф на горячее водоснабжение включает в себя тарифы на химическое очищение воды и ее подогрев. Управляющая компания  как исполнитель коммунальных услуг обязан оплачивать только коммунальные услуги, в том числе отопление и горячее водоснабжение, исходя из расчета объема потребления горячей воды и тарифа на нее, установленного решением поселкового Совета депутатов.

Кассационная инстанция указала, что  управляющая компания как управляющая организация многоквартирного жилого дома получила весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по представлению коммунальных услуг, и является лицом, обязанным оплатить потребленные собственниками помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги. Договор энергоснабжения компания с обществом не заключает.

В пункте 3 информационного письма от 17.02.1998 № 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.[4]

Указанная позиция  судов согласуется с правовой  позицией Постановления Президиума  Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.07.2010г. № 2380/10.

2. Иная позиция суда первой инстанции по аналогичным спорам.

Ресурсоснабжающая организация обратилось в Арбитражный суд   Ставропольского   края   с   иском   к Управляющей организации  о взыскании стоимости тепловой энергии в горячей воде поставленной истцом в  многоквартирный    дом.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что при выставлении счетов на оплату поставленных коммунальных ресурсов истец применял тарифы, установленные для категории «бюджетные потребители» и необоснованно указал в счет - фактурах тариф на химическую очистку воды, в связи с чем,  истцу следует оформить счета-фактуры в установленном законом порядке.

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда  решение суда первой инстанции отменено, исковые требования ресурсоснабжающей организации   удовлетворены. Апелляционным судом указано, что тариф на горячую воду состоит из затрат на холодную воду для горячего водоснабжения и тепловую энергию на её подогрев. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду. Плата за горячее водоснабжение включает в себя стоимость холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева холодной воды до необходимой температуры, и тарифа на тепловую энергию, с учетом стоимости химически очищенной воды, используемой для нужд горячего водоснабжения, а при оформлении платежных документов ресурсоснабжающая организация  должна указывать объем потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения, по установленным тарифам на отопление и горячее водоснабжения, то есть без указания составляющих частей тарифа на горячее водоснабжения.

Позиция арбитражного суда первой инстанции не  согласуется с позицией ФАС Северо-Кавказского округа.[5]

В целях обеспечения единообразной судебной практики по вышеуказанной категории споров судьям  необходимо уделять должное внимание подготовке дела к судебному разбирательству, оценке представленных доказательств и фактических обстоятельств  дела.

Подводя итоги обобщения судебной практики по рассмотрению споров, возникших из договоров энергоснабжения между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями необходимо отметить, что судьями выработан единый подход в  рассмотрении дел указанной выше категории, который   поддерживается вышестоящими судебными инстанциями.

 

 

Председатель третьего

судебного состава                                                                                                                Г.И. Богатырева

 

 

 

Начальник отдела анализа

и обобщения судебной практики,

законодательства и статистики                                                                                           Т.Н. Корнеева

 

 

 

 

 



[1] Решение Арбитражного суда СК от 19.06.2009г по делу № А63-3855/2009,  постановление  Шестнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009г. по делу № А63-3855/2009,  постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2010 по делу № А63-3855/2009.

 

[2] Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.07.2010г. по делу  А63-1781/2010; постановление  Шестнадцатого арбитражного  апелляционного суда  от 27.10.2010г. по делу № А63-1781/2010.

 

[3] решение Арбитражного суда СК от 17.07.2009г. по делу № А63-301/2008, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 27.01.2010г, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.06.2010г.по делу № А63-301/2008.

 

[4] решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-16303/2009, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010г. по делу № А63-16303/2009, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.08.2010г.по делу № А63-16303/2009.

 

[5] решение Арбитражного суда  СК от 16.07.2010г.  по делу № А63- 18277/2009г., постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010г.по делу № А63-18277/2009; решение Арбитражного суда СК от 16.07.2010г. по делу № А63- 2043/2010, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010г. по делу № А63-2043/2010.

Опубликовано: 17.01.2011 15:52 Обновлено: 01.05.2023 19:12