Участники круглого стола в Ставрополе предложили правительству России ужесточить проверки АЗС

Общественность Ставропольского края обратилась к вице-премьеру Игорю Сечину, требуя навести порядок в топливной отрасли. Соответствующую резолюция приняли участники круглого стола, рассмотревшие проблемы контроля качества работы АЗС региона.
 
12 января в Ставрополе в краевом «Союзе защиты прав потребителей и предпринимателей» состоялся круглый стол, посвященный проблемам в обслуживании и некачественной продукции на автозаправках.

Поводом для встречи была проверка АЗС края, проведенная Южным региональным управлением Росстандарта в ноябре минувшего года. Она прошла по поручению заместителя председателя федерального правительства Игоря Сечина и министра энергетики России Сергея Шматко.

На АЗС Ставрополья выявлены факты продажи некачественного топлива

Руководитель Ставропольской территориальной инспекции Госнадзора Татьяна Шинкаренко рассказала об ее итогах. По ее словам, в список для внеплановых проверок были включены 62 объекта, принадлежащих 58 субъектам предпринимательской деятельности. Однако 18 субъектов проверены не были по объективным причинам: они находились на реконструкции, меняли адрес или, чаще, отсутствовали руководители.

Выявлено 14 фактов продажи некачественного, несоответствующего ГОСТу автомобильного топлива и 5 фактов использования неповеренных топливо-раздаточных колонок. Все нарушения – у индивидуальных предпринимателей и небольших ООО по всему краю, а вот крупные сетевые компании («Роснефть», «Лукойл»), по определению Шинкаренко, «перед законом оказались чисты».

По материалам проверки инспекторами краевого Госнадзора составлено 17 протоколов об административных правонарушениях, они переданы в мировые и арбитражный суды Ставропольского края. По итогам рассмотрения исков уже вынесено 8 судебных решений, владельцы АЗС привлечены к административной ответственности в форме уплата крупных штрафов. Ни одно решение не было обжаловано. Оставшиеся иски будут рассмотрены в ближайшее время.

Недолив топлива остается характерной проблемой АЗС

Присутствовавший на круглом столе заместитель генерального директора Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае (ЦСМ) Владимир Касторнов сообщил, что в феврале прошлого года специалистами его центра был проведен мониторинг деятельности краевых АЗС. Они приобретали 20 литров топлива, и затем проверяли, нет ли недолива.

По словам Касторнова, мониторинг затронул 13 заправок сетевых компаний под брендами «Роснефть», «Лукойл» и «Октан». Недолив был выявлен на восьми. Причем на двух АЗС, принадлежащих «Роснефть-Ставрополье», он составил 1,5 и 1,9 литра, на АЗС «Лукойл-Югнефтепродукт» - 1,3 литра.

Результаты мониторинга были направлены в прокуратуру края, оттуда – в ГУВД края, было принято решение провести проверку с участием сотрудников милиции, однако дело по неназванным Касторновым причинам "спустили на тормозах".

В проверках приняла участие общественная организация потребителей

По словам председателя правления «Союза защиты прав потребителей и предпринимателей» Лейлы Сароян, проблема качества топлива и его недолива на автозаправках Ставрополья является самой актуальной. Об этом свидетельствует и то, что сразу после сообщения в СМИ о проведении в крае проверки АЗС по поручению Игоря Сечина в «Союз» начали массово обращаться люди с жалобами на работу заправок.

По словам Сароян, всего таких жалоб было 34, по результатам их рассмотрения был сформирован список АЗС, куда отправились с общественными проверками активисты «Союза защиты прав потребителей и предпринимателей». Проверка пока затронула 11 топливо-заправочных комплексов в Ставрополе, и нарушения, по словам Сароян, выявлены практически на всех.

Я много лет работал в системе лицензирования, но такого не видел! Ситуация катастрофическая. Потребители просто криком кричат!"

Как рассказал председатель «Союза защиты прав потребителей и предпринимателей», руководитель Общественного совета при территориальном управлении Роспотребнадзора Сергей Харитонов, многие нарушения вызваны элементарным незнанием сотрудниками основ закона «О защите прав потребителей».

«У нас спрашивали: предъявите удостоверения, предъявите предписание! Для сотрудников АЗС непривычен сам факт того, что потребители могут пытаться отстаивать свои права», – сказал Харитонов.

Операторы отказывали в замере приобретенного бензина мерным прибором, либо такой прибор на АЗС вообще отсутствовал, отсутствовал уголок потребителя и информационный стенд с обязанностями водителя при заправке автомобиля, персонал отказывался предоставить книгу жалоб и предложений, перечисли нарушения Харитонов.

Причем, по словам Харитонова, самым возмутительным были случаи на двух АЗС, где заправлялись автобусы и микроавтобусы при наличии пассажиров в салоне.

Возмутило его и то, что две заправки были проверены дважды (повторно уже в январе нынешнего года), и все выявленные нарушения повторились. Как пояснил Харитонов, материалы проверок будут направлены в администрацию Ставрополя, прокуратуру края, УФАС и Управление Роспотребнадзора по краю.

На одном из объектов «Союз защиты прав потребителей и предпринимателей» уже добился исправления нарушений. Результаты проверки АЗС «Роснефть» на улице Достоевского (выявлено отсутствие информационного стенда и стоянка частного автотранспорта на территории заправки) были направлены руководству АОА НК «Роснефть-Ставрополье». Заместитель гендиректора по розничным продажам Сергей Пекшев в официальном ответе сообщил, что выявленные нарушения устранены и поблагодарил за оказанное сотрудничество.

По словам Харитонова, он, конечно, надеется на такую же реакцию со стороны других представителей бизнеса, но эта надежда слаба. «Я много лет работал в системе лицензирования, но такого не видел! Ситуация катастрофическая. Потребители просто криком кричат», - сказал Харитонов.

Участникам проверок, по их мнению, не хватает полномочий

По его мнению, государство должно проявить принципиальную позицию в данном вопросе и расширить полномочия государственных контролирующих органов, либо ввести в топливной сфере принципы саморегулирования бизнеса, как ранее было сделано в строительном бизнесе.

Его поддержала Татьяна Шинкаренко, по мнению которой в законодательстве множество пробелов, усложняющих процедуру государственного контроля. Например, при проведении проверки обязательно присутствие руководителя предприятия.

«Как правило, зарегистрированы АЗС на индивидуальных предпринимателей, разыскать которых очень сложно: то он в больнице, то на охоту уехал», – говорила Шинкаренко.

В то же время, по ее мнению, проблема и в недостаточной правовой и технологической культуре самих потребителей. «Все жалуются на качество топлива, а у нас в инспекции в прошлом году было только пять жалоб от потребителей по данным фактам. Подтвердилась только одна», - привела пример Шинкаренко.

Руководитель отдела координации потребительского рынка и защиты прав потребителей Комитета муниципального заказа и торговли администрации Ставрополя Алексей Ломанов рассказал, что огромной проблемой является отсутствие единой базы данных объектов розничной торговли топливом. Полный список АЗС Ставрополя, насчитывающий 76 объектов, по словам Ломанова, составлять пришлось по сведениям из четырех разных ведомств, что потребовало огромных усилий. И такая же ситуация на краевом уровне.

В финале круглого стола Сергей Харитонов обещал, что для его организации проверки АЗС станут систематическими, и в ближайшее время они должны быть проверены уже на качество продаваемого топлива.

Харитонов предложил создать общественный фонд, куда все предприниматели могли бы вносить пожертвования, затем расходуемые на организацию дорогостоящих проверок и исследований. По его словам, необходимое для определения качества топлива исследование в ЦСМ стоит 11 тысяч рублей.

По итогам круглого стола принята резолюция, которая направлена заместителю председателя правительства Игорю Сечину. В документе перечислены нарушения в работе АЗС, выявленные в ходе общественного контроля и вносится предложение о проведении новой проверки этой отрасли на Ставрополье, но уже с привлечением не только Госнадзора, но и других ведомств – от налоговой службы до Госпожнадзора.

 

 

Опубликовано: 17.01.2012 10:31 Обновлено: 01.05.2023 19:12