Porsche укатил из Ставрополя

Porsche укатил из Ставрополя

Региональный дилер судится с роcсийской «дочкой» автоконцерна

 

 

 

«Штутгарт» рассчитывает через суд вернуть неокупившиеся затраты на создание автосалонов по стандартам Porsche

Фото: Сергей Киселев / Коммерсантъ

Арбитражный суд Ставропольского края принял к производству иск местных автодилеров — ООО «Штутгарт» к «Порше Руссланд» (российская «дочка» Porsche AG). Объем заявленных требований превышает 518 млн руб., в эту сумму оцениваются убытки из-за непродления дилерского соглашения и упущенная выгода. Как утверждает региональный автодилер, проблемы возникли после перехода одного из топ-менеджеров «Порше Руссланд» к ним на работу — это вызвало резкое недовольство московской компании. В «Порше Руссланд» говорят об «объективных причинах» своего решения.

 

Ставропольское ООО «Штутгарт» пытается через суд взыскать с «Порше Руссланд» 518 млн руб. В исковом заявлении указывается, что «спор возник в рамках исполнения дилерского соглашения, заключенного между „Штутгартом“ и „Порше Руссланд“ в 2010 году». ООО «Штутгарт» аффилировано с ГК «Дрим кар», которая работала с «Порше Руссланд» с 2005 года. Как сообщил „Ъ“ владелец и основатель «Дрим кар» Эмиль Гашимов, группа вложила в автосалоны «Порше» в Ставрополе и Минеральных Водах более 400 млн руб., а в дальнейшем передало имущество вновь образованному ООО «Штутгарт».

В конце прошлого года российское подразделение автоконцерна отказалось продлевать дилерский договор. По словам Эмиля Гашимова, проблемы якобы начались после того, как из «Порше Руссланд» ушел один из топ-менеджеров, не согласный со стратегией развития дилерской сети, которую предложил гендиректор Томас Штэрцель. «Это сильный менеджер, и я взял его на работу в управляющую компанию, которая к операционному бизнесу „Штутгарта“ имеет очень опосредованное отношение. Тем не менее, сам факт трудоустройства менеджера сильно не понравился господину Штэрцелю. Мы с гендиректором „Порше Руссланд“ по этому поводу встречались и, как я полагал, сняли все вопросы, однако затем я получил письмо с отказом продлить договор без всякого указания причин и мотивов»,— говорит он.

Директор по связям с общественностью «Порше Руссланд» Оксана Хартонюк заявила „Ъ“, что решение о непродлении дилерского соглашения с  ООО  «Штутгарт» было основано «на объективных причинах и сделано в соответствии с внутренними правилами компании».

На момент отказа «дочки» автоконцерна от соглашения уже было много заказов на 2012  год и клиенты внесли предоплату, утверждает генеральный директор ООО «Штутгарт» Светлана Гладкова. Региональный дилер также должен был обеспечивать гарантийное обслуживание и ремонт владельцам Porsche, и между сторонами началась переписка об условиях возобновления бизнеса в Ставрополе. «Сначала нам предложили на два автоцентра всего три автомобиля с поставкой в октябре 2012 года, что могло означать полный провал текущего сезона продаж. Это притом, что маржа с каждого автомобиля у регионального дилера — 300–400 тыс. руб., и на эти деньги необходимо содержать автосалоны с полным штатом менеджеров и технических сотрудников, платить налоги. Позднее пришел новый список, включающий снятые с производства модели, которые я вынуждена была бы продавать дешевле отпускной цены, и гибридные Porsche — их в России было продано всего пять–шесть штук, а в Ставрополь готовы были поставить сразу десять»,— рассказывает госпожа Гладкова.

Ставропольский автодилер посчитал, что «Порше Руссланд» условия соглашения с ними не выполнил, и подал в суд, рассчитывая взыскать потери от простоя и сокращения сотрудников, проценты по банковским кредитам, а также неокупившиеся затраты на создание автосалонов по стандартам Porsche. «Вывески по корпоративным стандартам Porsche, например, обошлись нам в €14 тыс., хотя мы могли бы их сделать за €2 тыс., но пришлось обращаться к тому поставщику, которого указали в Porsche, то же самое по мебели и прочим аксессуарам. Мы сейчас обратились с заявлением в УФАС, которое оценит соответствие требований «Порше Руссланд» к региональным дилерам антимонопольному законодательству»,— говорят в «Штутгарте».

ГК «Дрим кар» управляет 23 автосалонами в Ставропольском крае, является официальным дилером BMW, MINI Cadillac, Chevrolet, Hyundai, Nissan, Opel, Renault, Peugeot, Subaru, Chrysler. Jeep, Infinity, а также до 2012 года — Porsche.

 

ООО «Порше Руссланд» занимается импортом автомобилей Porsche, запасных деталей, аксессуаров и их дальнейшей дистрибуцией внутри дилерской сети (18 компаний) на территории РФ. В 2011 году компания продала в России 2202 автомобиля (рост на 40% к 2010 году).

 

На сайте porsche-stavropol.ru указывается, что официального дилера у компании в крае сейчас нет, а региональных клиентов по вопросам приобретения и обслуживания автомобилей просят обращаться в ближайшие дилерские центры — Краснодар и Ростов-на-Дону. «У клиентов Porsche возникают вопросы — кто и где их будет обслуживать? Предложенный „Порше Руссланд“ вариант — отправлять автомобили в ближайшие на юге сервисные центры эвакуатором — вызывает у них недоумение»,— говорит представитель «Штутгарта». По словам Оксаны Хартонюк, «„Порше Руссланд“ обеспечит выполнение обязательств перед клиентами, включая гарантийные». Каким образом это будет осуществляться, она не уточняет.

По данным агентства «Автостат», в 2011 году ставропольский дилер продал 29 автомобилей Porsche, 20 из них осталось в крае, а девять уехали в Чечню. Еще шесть Porsche приобрели жители соседних Дагестана и Кабардино-Балкарии, но за пределами Ставропольского края. «Примерный объем продаж Porsche в регионе — 100–200 млн руб. Вероятно, в сложившейся ситуации часть клиентов не согласится „перетерпеть“ и предпочтет другие марки, однако, как только вопрос с дилерами и сервисом будет решен, бизнес Porsche восстановится очень быстро — конкурентов у этих автомобилей практически нет»,— полагает начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун.

Олег Кузнецов

Опубликовано: 23.07.2012 10:36 Обновлено: 01.05.2023 19:12