Реквизиты для уплаты госпошлины

Банк

Отделение Ставрополь, г. Ставрополь

Получатель

УФК по Ставропольскому краю (Межрайонная ИФНС России №12 по Ставропольскому краю)

Расчетный счет

40101810300000010005 

ИНН

2635028267

КПП

263501001

БИК

040702001

ОКТМО

07701000

КБК

18210801000011000110

Новости

22.11.2017

Уважаемые участники арбитражного процесса!

Уважаемые участники арбитражного процесса! Обращаем Ваше внимание на то, что в связи с составлением годового отчета исковые заявления (заявления) принимаются отделом делопроизводства и обеспечения судопроизводства по 22.12.2017 включительно. 

31.10.2017

31 октября 2017 года в судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, Арбитражного суда Ставропольского края состоялось совещание в формате круглого стола с участием Минераловодской таможни

В совещании приняли участие: председатель Арбитражного суда Ставропольского края Кичко А.И.; заместитель председателя Арбитражного суда Ставропольского края, председатель судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, Капункин Ю.Б.; председатель четвертого судебного состава Ермилова Ю.В.; судьи, помощники и специалисты четвертого судебного состава; сотрудники отдела анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики; начальник Минераловодской таможни Бреусов А.В.; заместитель начальника Минераловодской таможни Морозов М.В.; заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Кишиков А.В.; начальник правового отдела Северо-Кавказского таможенного управления Репникова Л.Ю.; начальник отдела контроля таможенной стоимости Северо-Кавказского таможенного управления Шумейко С.А.; начальник правового отдела Минераловодской таможни Князева И.В.; начальник отдела применения систем управления рисками Минераловодской таможни Елисеев С.Г.; начальник отдела контроля таможенной стоимости Минераловодской таможни Елисеев С.Г.; начальник отдела контроля таможенной стоимости Минераловодской таможни Кекчев М.Ю. 

02.08.2017

Арбитражный суд Ставропольского края объявляет конкурс

Арбитражный суд Ставропольского края объявляет конкурс на включение в кадровый резерв для замещения должности федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста 3 разряда отдела делопроизводства и обеспечения судопроизводства.

Методические рекомендации по рассмотрению споров в области энергоснабжения.

Судебная практика
Методические рекомендации по рассмотрению дел

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАССМОТРЕНИЮ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

г. Ставрополь, 14 октября 2009 года

РАЗДЕЛ 1. Преддоговорные споры.

РАЗДЕЛ 2. Нерегулируемые цены (тарифы).

РАЗДЕЛ 3. Сверхлимитное энергопотребление.

РАЗДЕЛ 4. Безучетное энергопотребление.

РАЗДЕЛ 1. Преддоговорные споры.

А) Общие положения.

Б) Преддоговорные споры по договорам снабжения электрической энергией.

В) Преддоговорные споры по договорам поставки газа.

Г) Преддоговорные споры по договорам на поставку тепловой энергии.

А) При рассмотрении преддоговорных споров в области энергоснабжения следует иметь в виду, что в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно статье 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором.

Отказ коммерческой организации от заключения такого договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Признание законодателем договора энергоснабжения публичным влечет применение к отношениям, связанным с заключением этого договора, правил заключения договоров в обязательном порядке.

Порядок заключения договора, когда для одной из сторон это является обязательным, установлен статьей 445 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 данной статьи заинтересованная в заключении договора сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Последняя должна в течение 30 дней со дня получения проекта рассмотреть его и направить оференту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора).

Уклонение от заключения договора может повлечь для стороны, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, два вида юридических последствий: решение суда о понуждении к заключению договора, которое может быть принято по заявлению другой стороны, направившей оферту; обязанность возместить другой стороне убытки, причиненные уклонением от заключения договора, что также производится по решению суда в случае необоснованного уклонения от заключения договора (п.4 статьи 445 ГК РФ).

При этом следует иметь в виду, что договор купли-продажи электроэнергии, приобретаемой для последующей продажи конечным потребителям, не является публичным.

Согласно статье 426 ГК РФ публичный договор заключается между коммерческой организацией и потребителем. Согласно статье 3 ФЗ «Об электроэнергетике» потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие ее для собственных бытовых или производственных нужд.

Таким образом, если сторона по договору является предприятием, транспортирующим энергию, то положения статьи 426 ГК РФ к нему неприменимы.

Б) При рассмотрении арбитражным судом преддоговорных споров по договорам снабжения электрической энергией следует руководствоваться: статьями 422, 539-544 Гражданского кодекса РФ; Законом РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; Законом РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»; Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, утвердившим Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики; Приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2, утвердившим Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, практикой ФАС СКО по данным вопросам, информационным письмом Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения».

Применяя нормы о свободных (нерегулируемых) ценах при рассмотрении преддоговорных споров по договорам энергоснабжения суду следует исходить из того, что утверждаемые Правительством РФ основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу (постановление ФАС СКО от 15.07.2008 № Ф08-3890/2008).

(Практика ФАС СКО по данным вопросам: № Ф08-194/08 от 12.02.2008; № Ф08-3591/2008 от 01.07.2008; № Ф08-3890/2008 от 15.07.2008; № Ф08-5984/2008 от 23.10.2008; № Ф08-7265/2008 от 18.12.2008; от 12.02.2009 по делу А53-8196/2008-С1-18; от 22.01.2009 по делу А61-737/08-13; от 26.02.2009 по делу А53-8197/2008-С2-11).

В) Рассматривая споры об урегулировании разногласий при заключении договоров на поставку газа, суду следует руководствоваться статьей 445 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 445 ГК РФ на стороны распространяются правила о сроках, предусмотренные Правилами поставки газа.

В силу пункта 11 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, при несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий, обратиться в арбитражный суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.

Отбор газа покупателем по истечении указанного 30-дневного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки газа на условиях поставщика.

Однако, в случае обращения покупателя в арбитражный суд, действие предыдущего договора поставки продлевается до вступления в силу решения суда, а новый договор не считается заключенным на условиях поставщика.

Как указано в п.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14 названный 30-дневный срок не должен рассматриваться как срок, ограничивающий возможность заинтересованной стороны на передачу разногласий по договору в арбитражный суд. Поэтому в тех случаях, когда заинтересованная сторона передала разногласия на рассмотрение суда по его истечении, а другая сторона не возразила против этого, суд рассматривает такое исковое заявление по существу.

В большинстве случаев в договор на поставку газа поставщик включает следующее условие: «в случае невыборки суммарных объемов газа за определенный период, его стоимость признается неустойкой и не подлежит возврату покупателю».

В этом случае суд должен учесть договорный характер неустойки и не вправе определять условие о неустойке при разрешении преддоговорного спора, если одна из сторон требует исключить это условие из проекта договора.

(Постановления ФАС СКО по данным вопросам: № Ф08 6701/2008 от 24.11.2008; № Ф08-6310/2008 от 23.10.2008; № Ф08-7683/2008)

Г) При рассмотрении преддоговорных споров на поставку тепловой энергии следует помнить, что договор теплоснабжения является публичным. Теплоснабжающая организация обязана заключить его в случае обращения к ней любых лиц от имени собственников помещений многоквартирных жилых домов, однако она не вправе требовать заключения такого договора от указанных лиц.

Часть 6 статьи 155 Жилищного кодекса РФ не предусматривает право населению напрямую заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями по оплате коммунальных услуг. Исключение допускается только в случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом (п.8 ст. 155 ЖК РФ).

Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Перечень исполнителей коммунальных услуг определен в п.п. «в» п. 49 Правил.

Предприятия, производящие и поставляющие тепловую энергию потребителям являются ресурсоснабжающими организациями.

(Практика ФАС СКО: № Ф08-5921/2008 от 09.10.2008).

РАЗДЕЛ 2. НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ ЦЕНЫ (ТАРИФЫ).

При рассмотрении исков энергоснабжающих организаций о взыскании стоимости поставленной электроэнергии как по регулируемым, так и по нерегулируемым ценам следует руководствоваться Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановленим Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила № 530).

При этом необходимо учитывать, что вышеуказанные Правила стали обязательными для сторон публичного договора с даты внесения соответствующих изменений в статью 6 ФЗ от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергии в переходный период (с 04.11.2007 года). (см. постановление ФАС СКО № Ф08-7501/2008 от 12.12.2008).

Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с п. 106 Правил № 530, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период организацией, поставляющую электрическую энергию (мощность) и доводятся до сведения покупателей.

При рассмотрении указанной категории дел суду следует проверять правильность определения энергоснабжающей организацией объема электроэнергии, поставленной покупателю сверх объемов по регулируемым ценам.

При этом необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2007 года № 205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам».

В целях правильного разрешения спора от истца необходимо истребовать подробный расчет суммы иска, с указанием стоимости электрической энергии, поставленной покупателю как по регулируемым, так и по нерегулируемым ценам.

В обоснование расчета истец должен представить документы, подтверждающие объем купленной истцом электрической энергии на оптовом рынке как по регулируемым, так и по нерегулируемым ценам и документы, подтверждающие оплату истцом купленной на оптовом рынке электроэнергии.

Необходимо также в этом случае обязывать стороны сверить свои расчеты как по объемам закупок электроэнергии по регулируемым и нерегулируемым ценам, так и по стоимости.

Как показала практика, в большинстве случаев энергоснабжающая организация представляет только счета-фактуры на оплату, выставленные покупателям, в некоторых случаях - подписанный сторонами акт сверки расчетов.

В соответствии с п. 108 Правил № 530 поставка электроэнергии для граждан-потребителей в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам.

При рассмотрении споров по оплате за потребленную электрическую энергию некоторые организации-покупатели утверждают, что приобретают электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг.

В этих случаях следует руководствоваться пунктом 91 Правил № 530, предусматривающего, что в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электроэнергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям, стоимость энергии определяется в объеме всего фактического потребления по регулируемым ценам.

Следует иметь в виду, что в силу п.92 Правил № 530 положения п. 91 применяются также к иным потребителям, приравненным в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов к категории граждан-потребителей.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.

В соответствии с п. 27 указаний к тарифной группе потребителей «население» приравниваются исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации) приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования.

При этом следует иметь в виду, что организации, приобретающие электроэнергию для целей оказания иных коммунальных услуг населению (например, исполнители коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению) в названном нормативном акте не указаны.

(Практика ФАС СКО: № Ф08-8774 от 27.02.2008; Ф08-3050/2008 от 05.06.2008; Ф08-3326/2008 от 24.06.2008; Ф08-4329/2008 от 31.07.2008; Ф08-4379/2008 от 07.08.2008; Ф08-4344/2008 от 26.08.2008; Ф08-4638/2008 от 28.08.2008; Ф08-7501/2008 от 12.12.2008; Ф08-7265/2008 от 18.12.2008; от 04.05.2009 по делу А63-13257/2008; от 04.06.2009 по делу А32-14566/2008; от 15.06.2009 по делу А63-13006/2008-С3-15; постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 5642/08).

РАЗДЕЛ 3. СВЕРХЛИМИТНОЕ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ.

При рассмотрении данной категории дел следует руководствоваться статьями 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167.

В пункте 11 Правил определено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статья 426, 539-548 ГК РФ, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно пункту 13 Правил существенными условиями договора являются порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая платежи за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

По своей правовой природе повышенная плата за сверхлимитное водопотребление представляет собой дифференцированный подход к определению тарифа за оказанные услуги, а также меру экономического воздействия на предприятия и организации, потребляющие питьевую воду сверх установленных лимитов.

При этом действующее законодательство не содержит положений о том, что оплата сверхлимитного водопотребления и водоотведения должна взыскиваться помимо оплаты за фактическое водопользование, в том числе сверхлимитное.

Согласно пунктам 70, 71 Правил № 167 расчеты за отпуск воды в пределах и сверх установленных лимитов производятся в порядке, установленном Правительством РФ. Платежи за сверхнормативный сброс сточных вод определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.05.83 № 273 установлены повышенные в пятикратном размере против утвержденных тарифы на питьевую воду, потребляемую предприятиями сверх лимита.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.95 № 1310 определение порядка взимания платы за сброс сточных и загрязняющих веществ в системы канализации также отнесено к компетенции исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 58 Правил предусмотрено, что лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Суду при рассмотрении указанной категории споров следует проверять факт установления лимита водоснабжения и водоотведения в указанном выше порядке, факт согласования лимита с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, если указанная организация уполномочена органами местного самоуправления устанавливать лимиты, заявку абонента на объем водопотребления и водоотведения.

Для документального подтверждения потребления абонентом сверхлимитного количества воды и сброса сточных вод от истца необходимо истребовать карточку абонента, в необходимых случаях - акты и справки о подаче сточных вод на очистные сооружения, акты снятия показаний прибора учета с участием абонента, ежемесячные отчеты абонента.

При этом следует иметь в виду, что если абонент подключил дополнительный объект водоснабжения, но не произвел в установленном законом порядке изменение договорного лимита водопотребления, оплате подлежит весь объем воды, потребленный сверх установленного в договоре лимита, в пятикратном размере.

(Практика ФАС СКО: Ф08-4531/2007 от 24.07.2007; от 16.03.2009 по делу А53-10275/2007-С3-9; от 16.03.2009 по делу А53-10275/2007; Ф08-4531/2007 от 24.07.07; Ф08-3992/2006 от 23.08.06; Ф08-2960/2004 от 07.07.04; Ф08-2609/2004 от 23.06.04).

РАЗДЕЛ 4. БЕЗУЧЕТНОЕ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ.

При рассмотрении данной категории споров суду следует руководствоваться Правилами № 530, пунктами 1.5.13 Правил эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2004 № 204, пунктами 2.11.9 и 2.11.10, 2.11.17 и 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, согласно которым не поверенные и не опломбированные энергоснабжающей организацией приборы учета не считаются принятыми в эксплуатацию и их показания не могут применяться для определения фактического объема электроэнергии, поданного потребителю.

Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком. Этими же пунктами установлена обязательная поверка приборов учета.

В силу пункта 152 Правил № 530 по факту выявленного безучетного потребления электроэнергии составляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию.

В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем безучетное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, даты предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, его претензии по выявленному факту к составленному акту (в случае их наличия).

Как правило, стороны в договоре энергоснабжения согласовывают метод определения энергоснабжающей организацией количества потребленной абонентом электроэнергии расчетным путем, в случае выявления факта нарушения со стороны абонента. Действия энергоснабжающей организации по пересчету количества потребленной энергии должны соответствовать условиям договора.

Вместе с тем, если энергоснабжающая организация при расчете задолженности применила метод, не согласованный сторонами в договоре, но использованный метод не нарушает интересов ответчика (например, сумма подлежащая уплате за безучетно потребленную энергию меньше суммы, рассчитанной по методу, согласованному в договоре), то оснований для освобождения ответчика от оплаты безучетно потребленной энергии не имеется (постановление ФАС СКО от 14.02.2007 № Ф08-395/2007).

Согласно пункту 155 Правил № 530 объем безучетного потребления электрической энергии определяется одним из способов, предусмотренных пунктами 145 и 147 Правил исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств. Объем безучетного потребления электроэнергии определяется за весь период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где осуществляется безучетное потребление электрической энергии, но не более чем за три года.

Кроме того, в силу пункта 156 Правил № 530 стоимость выявленного объема безучетного (бездоговорного) потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществляющего безучетное потребление электроэнергии, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица. Взыскание производится на основании акта о неучтенном потреблении электроэнергии, по действующему на дату взыскания тарифу для соответствующей категории потребителей, включающему стоимость электроэнергии, услуг по ее передаче, а также услуг, оказание которых является частью процесса снабжения электроэнергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.

При этом суду необходимо выяснять, в чьей собственности находятся спорные энергопотребляющие объекты.

В силу статей 541, 544 Гражданского кодекса РФ вне зависимости от вины абонента стоимость фактически потребленной электрической энергии подлежит оплате, поэтому энергоснабжающая организация при обнаружении нарушений в схеме учета электроэнергии вправе осуществить перерасчет безучетно потребленной электроэнергии (постановление ФАС СКО от 25.06.2008 № Ф08-3082/2008).

В соответствии с пунктом 152 Правил № 530 по факту выявленного безучетного потребления электроэнергии составляется акт о безучетном потреблении для осуществления расчетов за ее потребление. При составлении акта должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электроэнергии, либо его представитель.

Отказ потребителя от подписания данного акта или от присутствия при его составлении отражается с указанием причин отказа в присутствии двух незаинтересованных лиц (постановление ФАС СКО от 02.09.2008 № Ф08-4340/2008).

В случае составления энергоснабжающей организацией акта о недоучете абонентом электроэнергии с нарушениями требований Правил № 530, в иске о взыскании убытков от недоучета следует отказывать (постановление ФАС СКО от 12.11.2008 № Ф08-6491/2008).

В практике имеют место случаи обращения потребителей с исками о признании неправомерными действий энергоснабжающих организаций по составлению актов, определяющих безучетное потребление , перерасход электроэнергии и т.п.

Суду следует иметь в виду, что в силу статей 29 и 197 АПК РФ в порядке главы 24 АПК РФ арбитражным судом рассматриваются дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Акт проверки не подпадает под признаки ненормативного правового акта, поскольку составлен при исполнении сторонами гражданско-правовых обязательств и не носит характера власти-подчинения одной стороны по отношению к другой. В этом случае суд должен прекращать производство по делу.

(Практика ФАС СКО: Ф08-3305/2005 от 28.07.2005; Ф08-6491/2008 от 12.11.2008; Ф08-395/2007 от 14.02.2007; Ф08-203/08 от 13.02.2008; Ф08-3082/2008 от 25.06.2008; Ф08-4340/2008 от 02.09.2008; Ф08-6491/2008 от 12.11.2008; Ф08-7361/2008 от 14.01.2009; от 04.03.2009 по делу А20-1563/2008).

При рассмотрении споров в области энергоснабжения суду следует установить факт, является ли договор заключенным, т.е достигнуто ли между сторонами соглашение по всем существенным условиям договора в порядке статьи 432 ГК РФ.

В случае, если суд установил, что договор энергоснабжения является заключенным, для правильного разрешения спора суду необходимо истребовать от истца договор со всеми приложениями к нему, в том числе: акты разграничения балансовой принадлежности, доказательства фактического присоединения энергопринимающих устройств к схемам энергоснабжающей организации, акты на отпуск энергии, выставленные счета на оплату с доказательством их направления ответчику, развернутый расчет задолженности, с указанием периода задолженности, поскольку договор энергоснабжения является длящимся договором.

В случае, если договор не заключен, от истца необходимо истребовать акты разграничения балансовой принадлежности, в подтверждение фактического присоединения энергопринимающих устройств абонента к сетям энергоснабжающей организации.

Судьи третьего судебного состава Меркушова Л.А., Чурилов А.П.

Сервис временно не доступен